Статьи об истории Геленджика
28.09.2013
   Площадь перед главным зданием Геленджика,
где в настоящее время располагается
администрация города-курорта, не только
административный и общественный, но и
исторический центр города.
   Судя по старинным картам и историческим
документам, именно здесь, на юго-восточном
берегу Геленджикской бухты, близ устья реки
Куплези (более известной под названием Су-Аран)
было выбрано место высадки российского
морского десанта. Этот день - 28 июля 1831 года -
считается датой основания Геленджикского
укрепления Черноморской береговой линии.
Центральная площадь Геленджика
© resort-geledzhik.ru
Информационный сайт о городе-курорте Геленджике
Дизайн сайта "Aleks WebStudio"

Геленджик в начале 20 века. Гостиница (ныне здание администрации)
   В ходе Крымской войны, в 1854 году, укрепление было взорвано. Именно поэтому на его месте не
сохранилось первоначальных сооружений, кроме удобного места для причала морских судов. До
постройки Черноморского шоссе, в течение почти всего XIX века, морской транспорт был основным
средством сообщения Геленджика с внешним миром. К концу XIX века Геленджик уже имел морское
сообщение с другими причерноморскими поселениями, в том числе с Новороссийском.

   Рядом с зарождающимся портом возникла торговая площадь с извозчичьей биржей, вокруг которой
начали формироваться первые кварталы села Геленджик, лишь в 1915 году преобразованного в город. В
том числе существовала и православная церковь на месте трехэтажного здания школы № 3, снесенная
после освящения, построенного рядом, величественного храма Вознесения Господня, 100-летний юбилей
которого торжественно отмечен в октябре 2007 года.

   Таким образом, на юго-восточном берегу бухты в начале XX века возник торгово-транспортный и
духовный центр будущего города. Поэтому и Черноморское шоссе, проходившее от Новороссийска
параллельно предгорьям Маркотхского хребта, не могло обойти стороной Геленджик и его уже
формировавшийся центр. На изданном в 1912 году "Плане селения Геленджик" выделены улицы, по
которым Черноморское шоссе пересекало центр города под названием "улица Шоссейная". Она проходила
по нынешней улице Луначарского, сворачивала на ул. Ленина (Дондуковское шоссе) и, дойдя до порта,
сворачивала на улицы Первомайскую, Тельмана, Островского, выходя к предгорьям Маркотха и далее к
югу...

   К сожалению, не известны старые названия некоторых упомянутых улиц, кроме старейшей улицы
Геленджика вдоль реки Су-Аран, носившей достойное историческое имя начальника Черноморской
береговой линии - Н.Н. Раевского (младшего). Сегодня это улица Островского. Перечисленные улицы были
первыми, на которых появились дорожное покрытие и примитивные водостоки. С них и началось
благоустройство улиц города, а также площади перед портом, занимавшим ее приморскую часть. На том
же "Плане" (1912 г.) показаны причалы, таможня и близлежащие строения. К тому времени рыночная
площадь уже была перенесена на нынешнее место (ул. Островского).

   Небольшая припортовая площадь стала местом общегородских мероприятий. Архитектурное окружение
площади составляли двухэтажная гостиница "Центральная" и расположенное напротив (по диагонали)
двухэтажное торговое здание, украшенное эркером с угловой башенкой, памятное старожилам города под
названием "Крыша". Оно просуществовало до 70-х гг. XX века.

   В таком состоянии припортовая площадь сохранялась до Великой Отечественной войны, когда порт
активно использовался Новороссийской военно-морской базой.

   Портовая территория, огороженная глухим каменным забором, занимала всю береговую полосу от ул.
Островского, включая и приморскую часть площади. В начале 1960-х годов рядом появилось кафе
"Лакомка", окончательно отгородившее площадь от моря. К тому времени соседство порта с
общегородским центром стало несовместимым: сыпучие стройматериалы (песок) с барж перегружались
прямо посреди площади и оттуда самосвалами развозились по главным улицам города, так как
собственная территория порта была плотно и хаотично застроена.

   Здесь хранилище топлива для судов соседствовало с ведомственным детским садом, а портовые
мастерские - с помещениями для пассажиров, поток которых с годами увеличивался. Поэтому, в
соответствии с утвержденным в 1967 году генпланом курорта, были приняты меры по переносу грузовых
операций на Тонкий мыс, где издавна существовал причал поселка Солнцедар. Одновременно, по
инициативе Н.Ф. Погодина, руководившего городом с 1967 года, на месте "портовых трущоб" был построен
великолепный Морской вокзал. Здание вокзала, силуэтом напоминавшее морскую волну, с внутренним
открытым двориком, украшенное мозаикой на темы морской мифологии, стало подлинным символом
Черноморского курорта и было взято на учет как памятник архитектуры Советского периода.
Благоустройство прилегающих отрезков набережной, улиц и площади полностью взяла на себя
администрация города. Недавно этот "морской символ" Геленджика перестроен под торгово-
развлекательный центр "Геленджик".

   Кроме старых портовых сооружений были снесены и многие торговые точки, в том числе и кафе
"Лакомка". Ансамбль площади у Морвокзала приобрел законченный вид, раскрытый к зеркалу бухты,
имеющей заслуженную репутацию самой красивой на Черноморском побережье России.

                                                                                             по материалам книги М.М. Осичевой "Геленджику - с любовью"
728*90 Автобусы
728x90